Отдельным и крайне оригинальным тибетским жанром искусства является так называемая масляная скульптура, которая развилась из подношений–торма (её делали буддийским божествам по праздникам).
Технология производства такой скульптуры существует до сих пор. Она изготавливается из масла молока яков, которое смешивают с цампой (мякиша из жареной ячменной муки и тибетского чая), получая эластичное тесто, в которое добавляют разные натуральные красители и лепят не только фигурки божеств, но даже целые скульптурные композиции.
Эта крайне эфемерная скульптура выставляется в храмах зимой (в другое время она может попросту растаять) и служит наглядным символом быстротечности и иллюзорности бытия. Традиции,
имеющие многовековую историю, сохраняются у жителей Страны Снегов до сих пор. Легенда гласит, что когда в 641 году принцесса династии Тан (618–907) отправилась в Тибет, чтобы стать женой короля Сонгцена Гампо, она привезла с собой скульптурное изображение Шакьямуньи, которое затем было установлено в храме. В знак уважения жители Тибета положили жертвоприношения к ногам Будды, но так как в это время года не было ни цветов, ни фруктов, они сделали их из масла.
Художественные приемы и навыки создания масляных скульптур передавались от учителя к ученику. Например, в праздник фонарей, которым завершается празднование Нового года по лунному календарю, ламы из монастыря Гьюдмед, основанного в 1433 году, ежегодно устраивают в своей обители выставку статуй. Как правило, тут представлены традиционные барельефы из масла, статуи Будды, буддийских божеств и персонажей из истории Тибета.
Перед тем, как приступить к процессу создания скульптуры, монахи выполняют омовения и участвуют в особом религиозном ритуале. После этого они обсуждают сюжет скульптуры, разрабатывают ее идею и план и распределяют работу между собой. Только после этого они заходят в помещение с температурой ниже нуля и приступают к работе.
Сюжеты масляных скульптур чрезвычайно разнообразны. Чаще всего они представляют собой различные буддистские символы, персонажей мифов и легенд, птиц, животных. В наши дни для скульптур монахи уже используют индийское растительное масло «далда», которое более устойчиво к высокой температуре.